* * *

Своему классному руководителю

и наставнику

Беляевой Зое Дмитриевне

1

Седая ночь поземкой стелет,
Заходит колыбельная звезда.
Довольный кот на лавке

дремлет,

Забыв волненья навсегда.

Стучит в окно шальная вьюга,
Ее порывы холодны.
Им не уняться друг без друга
До доброй утренней поры.

Шумят, мотивы подбирая,
Взмывая ввысь наперебой.
Верста застыла столбовая,
Приняв размеренный покой.

Скользят по полю, заметая
Саней пролетные бразды.
Устала тройка ездовая,
Ямщик в похмелье видит

сны.


К нему приходят потаенно
Светлы ́е вешние луга,
Как волей ветра обреченно
Тростник колышет берега.

Как катит речка говорливо
По перекатам в омута,
Как над водой склонилась

ива,

Накрыв прибрежные врата.

И ясный день весельем

правит,

Спешит стремниной поворот.
Объездной путь на

переправе

Уступом сел в знакомый

брод.


2


А дома ждет его невеста,

С надеждой зрит на образа.

И не находит себе места,

Тоска слезит ее глаза.


И тянет нежно свои руки,

Обнять желая ямщика.

Томится милая в разлуке

И шлет поклон издалека.


Не плачь, красавица, напрасно,

Уйми печаль наверняка.

Летит к тебе твой сокол ясный

И подгоняет рысака.


Вот кони взяли переправу

И сорвались во весь опор.

Стязает ветер младу траву,

Вновь налетевший на простор.


И в радости легка дорога,

Приветно к дому путь лежит.

Но воет, воет злая вьюга,

И ночь с рассветом не спешит.

Осень 2020–25.08.2021

* * *


В память К. Р. ко дню Романовских

чтений в нашем селе

Великий от кровей своих
И царского родства.
Ты лирой приумножил
Свойское величье.

Служенье небесам, науке,
Красоте стиха,
Тобой был избран путь,
И пройден он
В достойнейшем отличье.

Ты не страшился
Мирской суеты.
Радел за русский стяг
На бранном поле.
Твои слога
Мерилом вечной доброты
Набрали высоту
По Божьей воле.

Уста твои молчат давно.
Но святость слов
Летает в златых эполетах.
Заветную тропу
На поприще основ
Ты даровал мечте
И жажду пробудил в поэтах.

Нет на просторах
Ни начала, ни конца.
И горизонты раздвигаются
В полете.

Я пред тобой сегодня
В возрасте юнца.
И образ твой оправой

золочу

В своем куплете.

08–09.08.2021

СУДЬБА



Судьба!
Летишь ты с сизым голубем.
Течет вода.
На дно глухого омута
Спешат года.

Ухабисто, со стонами,
То без забот,
Уводишь ровной поступью
За дальний поворот.

Дождями щедро сдобрен

твой

На ниве урожай.
Гостей встречает в городе
С застольем каравай.

Ты с праздником гуляешь,
Заветно держишь пост.
Порою горько плачешь
И смотришь на погост.

Тебя пугали грозами,
Галдело воронье,
Избе с резными розами
Присватали вранье.

Твой путь тернист под

звездами,

Извилиста река.
Туманными разъездами
Дорога нелегка.

Но ты несешь с поклонами
Свой величавый крест,
С исконными икона
От православных мест.

Судьба моя – печальная,
Тобой я не стыжусь.
Как музыка венчальная
Во мне святая Русь.

28.04.2022

* * *


С. Есенину

Мишура в чулане старом.

Жесткая постель.

Кудловатые кутята

Просятся за дверь.


Встану рано спозаранку,

Захвачу луну.

Солнце медленно выводит

Алую волну.


Куры квохчут на насесте,

Голосит петух.

От рассветного распева

Замирает дух.


На траве на скол тумана

Нежится роса.

Земляничная поляна –

Девичья краса.


Под горою речка бойко

Задирает слух.

Ветер волнами качает

Тополиный пух.


Белокурая береза

Шепчет невпопад,

Ветру голову склоняя.

Под его заклад.


В поле шумно

разгалделись

Громкие грачи –

Черномазые бродяги,

Как нагар свечи.


Ходят, голову роняя

В пахотный развал.

На востоке бал

справляет

Самостийный пал.


Встану утром на рассвете.

Нынче не до сна.

Деревенскую долину

Изопью до дна.

21.03.2022

РЕЧНАЯ ГЛАДЬ



Рассветная лазорь
И небо на излом.
Раскатистый туман
И заспанный затон.

Реки ночная гладь
Ушла за горизонт,
В заоблачную даль.
Под глухариный

стон.


Ушла сама собой,
Ворот не затворив,
Как с криком

журавля

Задумчивый мотив.

Как в утреннем лесу
С листвы крылатой

хор,

И с трелью соловья
Чарующий простор.

Накрыло с головой
Крылами облаков
Ее земную суть
И первозданный

кров.


Спешит навстречу

дню

Лазоревый рассвет.
Реки ночная гладь
Летит ему вослед.

И не вернуть назад
Ее былую тлень,
Лишь стая облаков
Таит свою в ней тень.

Так вечная стезя
На перекрестках

дней

Уводит за собой
На божество елей.

12.02.2022

БЕРЕГА



Ожерелье из надводных лилий
Я тебе сегодня покажу.
К омуту небесных чистых линий
За собой с тревогой приведу.

С берегов отчаянных признаний
Давность лет былых разворошу.
И в борьбе скупых воспоминаний
Отреченно правду расскажу.

Трепетно вложу в твое сознанье
Тишину и величавость местных

вод.

Отберу и не отдам слова

признанья,

Если мне, конечно, повезет.

Научу хватать пригоршней ветер
И на волю с миром отпускать,
Чтобы он резвился на рассвете
Своей детской шалости под стать.

Я сегодня приоткрою покрывало
Тайны необузданной любви

земной.

В два крыла над бездной

небывало

Мы в полете воспарим с тобой.

И в преддверии памятных идиллий
Соберу и уроню к твоим ногам
Ожерелье белоснежных водный

лилий.

И ответ, без слов, считаю

по глазам.

15.01–21.02.2022

* * *



Прости меня за все.

Твои слова

Уже не вызывают страсти.

Прошла пора любви

И сладостной напасти.


Ушел за горизонт

Желанный званый берег,

Оставим на потом

Приблудную потерю.


Твой образ по ночам

Мне будет долго сниться.

С взлетевшим журавлем

Я отпустил синицу.


Так трепетно и в такт

Сердца на воле бились.

Теперь тоска и мрак

С разлукой обручились.


Ты не кори себя

За ледяную воду,

Небесный звездопад

И скверную погоду.


Прости меня за все

И сохрани мгновенья

Полета близких душ

И томного горенья.


Быть может, иногда

Тот луч на свет

пробьется

И памятью своей

На крыльях вознесется.


И снова на ветру

Огонь сожжет забвенья.

Прости меня за все.

И принеси прощенье.

19.01.2022

ТРОЙКА



Вдалеке огонек

Чуть мерцает.

Тройка бойко

Звенит бубенцами.


Вьюга грозно

На поле глумится.

Кони мчат

Быстрокрылою

птицей.


Путь далек,

И поземка седая.

На разъезде

Верста вековая.


Под дугой

Рассыпается грива.

Звезды шлют

Свысока свое

чтиво.


Спит в глуши,

Схоронясь,

деревушка,

Как в разлуке

От хлеба горбушка.


Лунный свет

Задирает округу,

Метит взор в ней

Загадочным цугом.


Путь далек.

Ночь раскинула

Крылья без края.


Впереди огонек.

С Богом тройка

Летит удалая.

Март–28.07.2022

ЗАКАТ



Обронил закат алы веки

В широту земных полей.

Отраженьем сбросил

в реки

Жерди стройных тополей.


Разбросал кривые тени

С высоты лихих небес.

Напустил щемящей

тлени

На уставший лес.


Подрумянил краской

щеки,

Стаи легких облаков.

Тишиной скатил на веки

Благостный покров.


С миром успокоил травы,

Сняв извечный спор.

В шумной ветреной

дубраве

Усмирил простор.


С шепотом листвы

опальной

Приумерил пыл.

На холме за горизонтом

Выбился из сил.


В омуте у старой кручи

Утонул закат,

С головой навстречу ночи.

Кто здесь виноват?!

24–26.04.2022

НИВА



Дождь грибной слога

рассыпал,

Сдобрив сердцу милый край,

И помчались лихо рифмы,

Собирая урожай.


Про весеннее раздолье,

Как в лугах шумят цветы,

И как утром на рассвете

Луч смеется с высоты.


Про душистые поляны

И дремучий хвойный бор,

Как болтливая дубрава

С ветром делит вечный спор.


Как речка нежится в тумане.

Бурно чешет перекат.

Алой розой без печали

Унимается закат.


Осень катит бабьим летом.

И зима грозит пургой.

Звездной ночью звонкой

трелью

Птах срывает голос свой.


И летят слога, как птицы,

На широкий на простор,

Уложу их в доброй песне

В звонкий слаженный узор.


Дождь грибной с небес

рассыпал

Нивы спелой урожай.

06.07.2022

ЯНВАРСКАЯ НОЧЬ



Белый бескрайний ковер.

Вьюги пустой разговор.

Жесткий со скрипом снег.

Поземки размашистый бег.


Дружно метут помелом,

Летят под одним крылом.

Спешат в ночную тьму,

Как в сказке и наяву.


Мороз – колючий дед.

Звезды леденящий след.

Со звоном студеная мгла

Дыханьем лицо обожгла.


Вдали холода и лед.

Застывший луны полет.

Так пробует силы зима.

Она здесь всему голова.


Январская ночь длинна.

Былина ее без начала и дна.

Холодный бескрайний простор.

И вьюги пустой разговор.

10.05.2022

ПЕРЕКРЕСТОК



На перекрестке двух дорог

В весенней синеве и летом

Я разгадать себя не мог,

Мечтая стать поэтом.


Манила муза в небеса.

Зимою пела вьюга.

С рассветом ранняя роса

Была моя подруга.


Трепали ветры облака.

Листву палила осень.

Спешила вдаль судьбы река,

В виски стучала проседь.


В лесах не прятал соловей

Свои ночные трели.

Простор размашистых полей

Любил я с колыбели.


С зарей округу пробуждал.

Закаты прятал в своде.

Туманом пади накрывал

И думал о свободе.


Она призвала на крыло

И с журавлиной стаей,

Вернувшись в отчее село,

Я вместе с ней летаю.


Своей извилистой тропой

Я к ней спешу зимой и летом,

И перекресток двух дорог

Мне руку подает при этом.

08.06.2022

БОЛЬ



С болью еду налегке

Мимо брошенного сада.

Без утайки в кошельке.

Много ль нам по жизни

надо?


Хлеба край, воды глоток.

Дальняя река-дорога.

Звезд лазурный холодок.

Куст сирени у порога.


Утренней зари расцвет.

Кудри хлипкого тумана.

Чтобы дух окрестных нег

Чист и свят был

без обмана.


Чтобы зрела на земле

Лета хлебного рубаха.

И не чудился во мгле

Цепкий хват хмельного

страха.


Но корявою рукой

Мы взрываем поднебесье,

Оставляя за собой

Хлам, разврат и

мракобесье.


Еду с болью во плоти,

И седеет в пряди волос.

Боже праведный, спаси, –

Восклицает вещий голос.


Сад цветущий опустел.

Не берет меня отрада.

Все здесь нынче не удел.

Почему нет в людях лада?

11.06.2022

От Автора

Как быстро и стремительно уходит время по кирпичику, чередой складывая в истории те или иные события, значимые и не очень, большие и малые, в водовороте дел мы, как правило, не обращаем на это внимание, но они остаются с нами, и в зависимости от обстоятельств, обязательно возвращаются смыслом текущей жизни. Только, к сожалению, нет возврата нашим потерям и горьким утратам.

Вот и я не заметил, как пролетели полтора года моей работы над вторым сборником стихотворений. Предыдущий, первый сборник «Ника», опубликованный в начале 2021 года, был назван именем моей дочери и завершался незаконченным стихотворением «Седая ночь поземкой стелет...», теперь этим стихотворением, но уже в окончательном варианте, я начинаю настоящий сборник, надеясь, что новые стихи понравятся читателю

Первые неуклюжие шаги сочинительства я пытался сделать еще в далеком детстве, в школьные годы. Тогда я подружески стряпал нелепые, коротенькие шаржевые четверостишья на своих друзей и товарищей. Все это было совсем несерьезно, и, конечно же, ничего не сохранилось. Но эти моменты запомнились и остались в памяти.

Затем, во время учебы в институте, на втором курсе обучения, в 1981 году, появилось уже более серьезное понимание сути поэзии, и стали приходить первые рифмы. Тогда-то и были написаны мной первые стихи, часть которых удалось сохранить, и некоторые из них вошли в предыдущий сборник, после редактирования и корректировки в конце 2020 года. Но данное влечение также быстро закончилось и ушло. Я забыл про него и успокоился. Учеба и в дальнейшем работа
взяли свое, приземлив, до поры, мои поэтические порывы.
Как я уже отмечал выше, последнее стихотворение первого сборника не было завершено, и я считаю, что немного поторопился с его публикацией в целом. Но было одно обстоятельство, которое заставило меня ускорить сроки подготовки к издательству. В конце 2020 года я встретил своего классного руководителя Зою Дмитриевну Беляеву, и практически в этот же день было принято решение, как можно быстрее приступить к подготовке сборника к издательству, потому что мне очень хотелось, чтобы Зоя Дмитриевна этот сборник увидела.
В годы моей учебы в нашем селе было две школы: Осташёвская восьмилетняя школа, в которой я учился с третьего класса по восьмой, и Осташёвская средняя школа, где со своим классом стал выпускником 1974 года, закончив два последних года обучения. Примерно в конце шестидесятых годов к нам в село по назначению, после окончания учебного заведения, приехали две молодые девушки, две подруги, два преподавателя французского языка: Зоя Дмитриевна Беляева и Галина Васильевна Давыдова. И так сложилось, что Галина Васильевна была нашим классным руководителем в восьмилетней школе, а Зоя Дмитриевна – два года учебы в средней. Две близкие подруги, и та, и другая в детстве остались без родителей и воспитывались в детском доме, два абсолютно разных учителя. Галина Васильевна строгая, требовательная, Зоя Дмитриевна мягкая, не мягкотелая, а именно, мягкая и рассудительная. Два удивительно добродушных и доброжелательных человека. Зоя Дмитриевна, как я понимаю, в принципе не любила громких собраний с разборами и выволочкой. Я не помню, чтобы она кого-то отчитывала прилюдно, это не было ее методом. Она старалась находить другие пути, для того чтобы было понимание в классе, хотя сама была еще молодым учителем и не имела большого опыта. И, как ни странно, мы ее понимали, соглашались и слушались, хотя класс был совсем не простым, со своим особым мнением, своими причудами и прибамбасами. В то же время многие преподаватели считали наш класс одним из сильнейших по успеваемости в школе, но все перечисленное выше никто не отменял, и тараканов у нас в голове, как говорится, хватало на все, и такой вот класс на выпуск достался Зое Дмитриевне. И она не по годам своей родительской мудростью взяла нас под крыло, заботливо опекая, выпустила из школы и в дальнейшем также не отпускала от себя ни на шаг, переживая за каждого и сопровождая его до последнего дня своей жизни.
Зоя Дмитриевна была учителем, не преподавателем, а именно Учителем с большой буквы и в полном смысле этого
слова. Учителем на всю нашу жизнь.

И вот в тот день, когда мы случайно встретились, я заметил ее уходящий, потухший взгляд, который резкой болью пробежал по всему моему телу. Да и она уже сама не могла скрывать эту боль. Она сказала: «Сережа, милый (она почему-то всегда ко мне так обращалась, а скорее всего не только ко мне, но и ко всем своим ученикам, которых у нее за время работы в школе было предостаточно) я очень неважно себя чувствую, и мне очень тяжело в последнее время». В этот момент я решил срочно приступить к подготовке сборника к издательству, потому что, еще раз повторюсь, мне очень хотелось, чтобы она, как никто другой, этот сборник обязательно увидела. В конце марта 2021 года сборник был выпущен, в апреле я его передал Зое Дмитриевне и Галине Васильевне, а в июне 2021 года Зои Дмитриевны – нашего наставника – не стало, она ушла от нас, оставшись в наших сердцах навсегда. В августе 2021 года стихотворение «Седая ночь поземкой
стелет...» было закончено, и теперь я посвящаю его нашему классному руководителю, нашему наставнику Зое Дмитриевне Беляевой. Удивительно, что вот так, случайной встречей, даже не догадываясь о том, она фактически подтолкнула меня на принятие решения по опубликованию первого сборника, именно в конце 2020 года, хотя после написания в октябре 2019 года стихотворения «След», которое является для меня знаковым, решение о публичном издательстве было принято, в принципе. Вопрос заключался в сроках, и я их после встречи с Зоей Дмитриевной скорректировал, ускорив подготовку сборника.

С названием данного сборника я определился давно, еще с самого начала работы над ним, и он был просто обречен на название «Осташёво», в соответствии с названием нашего села. На одной из авторских встреч с любителями литературы и поэзии в сельской библиотеке с. Болычево Волоколамского района была высказана мысль о том, что в нашей осташёвской реальности просто невозможно не писать, и действительно история нашего села, связанная с ее поэтическим творческим наследием, подтверждает сказанное. В нашем селе нельзя не писать, и история эта, при знакомстве с ней, оказалась, без всякого сомнения, великой.
В мальчишестве все свое свободное время мы проводили в лесу или на берегах наших рек. Часто приходили к своему месту сбора, к заброшенной полуразрушенной церквушке на холме. В то время здесь стоял такой же, как и церквушка, старый, полуразвалившийся надгробный крест. Тогда мы не знали, что наша Осташёвская усадьба до революции была летней резиденцией семьи Константиновичей. Последним хозяином усадьбы являлся великий князь Константин Константинович Романов, а заброшенная церквушка – это недостроенный храм-усыпальница его сына, великого князя Олега Константиновича, погибшего в Первую мировую войну от полученного на передовой смертельного ранения в сентябре 1914 года, при атаке германского разъезда. Скончался корнет Его величество князь Олег Константинович в Вильно, «на руках» своего отца, в дальнейшем перевезен в Осташёво, где и был захоронен под деревьями на возвышавшемся над берегом реки Руза холме, который у Романовых по-семейному назывался «Натусино место». Ничего этого мы не знали, просто приходили сюда, потому что нам здесь нравилось бывать. В 1915 году старший брат Олега, великий князь Игорь Константинович, начал работы над возведением храма-усыпальницы своего брата. Но Октябрьская революция помешала это сделать, храм был недостроен, впоследствии заброшен и полуразрушен. В настоящее время храм приведен в действующее состояние, носит имя Благоверного князя Олега Брянского, в нем освящен иконостас, проводятся службы. Также очень немного было известно о семье Муравьевых, глава которой – граф Николай Николаевич – в 1801 году стал управляющим имением нашего села. За время управления выстроил новую большую усадьбу и в 1813 году получил ее в наследство, став хозяином. Мы практически ничего и об этом не знали, только ходила легенда о том, как граф, узнав, что в июле 1826 года в Петербурге были казнены декабристы, среди которых могли быть арестованные за участие в движении его сыновья, навсегда остановил ход часов на усадебной башне. Но легенда легендой, а на самом деле события, связанные с восстанием на Сенатской площади в Петербурге в декабре 1825 года, тесно связаны с нашим селом, которое историки называют «гнездом декабристов». С 1815 по 1823 год генерал-майор Николай Николаевич Муравьев руководил и являлся преподавателем в основанном им Московском училище колонновожатых, готовящем офицеров для Генерального штаба армии.
Летняя практика студентов проходила в нашем селе. Именно здесь собирались молодые свободолюбивые офицеры, многие из которых впоследствии вышли на Сенатскую площадь, и к этим событиям имеют прямое отношение три старших сына Николая Николаевича. Самым радикальным из них был старший – Александр. Непосредственно стоял у истоков создания тайного общества «Союз спасения» в феврале 1817 года и организации тайного общества «Союз благоденствия» в 1818 году (существовало до февраля 1821 года). В январе 1826 года был арестован в своем имении Ботово и доставлен в Петропавловскую крепость, в июле 1826 года осужден по 4-му разряду и сослан в Сибирь без лишения чинов и дворянства «за участие в умысле цареубийства и учреждение тайного общества». Второй – Николай – один из создателей преддекабристской тайной политической организации «Священная артель», на одном из собраний общества с полным единодушием был избран президентом. Цель организации – создание республики на одном из восточных полуостровов. В июне 1820 года принят в тайное общество «Союз благоденствия» и лишь по стечению жизненных обстоятельств в декабре 1825 года не оказался среди восставших на Сенатской площади. В марте 1826 года попадает под Высочайшее повеление об учреждении секретного надзора за ним. Генерал А. П. Ермолов скрывает повеление о надзоре и в июле 1826 года отправляет Николая в действующую армию на персидскую границу, спасая таким образом его от преследования. В ноябре 1855 года за взятие турецкой крепости Карс Николаю императором пожалован титул графа Карского, и с этого момента он известен как Николай Николаевич Муравьев-Карский. Третий – Михаил – с 1816 по 1820 год член тайной организации «Священная артель» и тайных обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия». В 1821 году отошел от активной деятельности в тайных обществах. В январе 1826 года в московском доме своей тещи Н. Н. Шереметьевой был арестован, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. В июне 1826 года по Высочайшему повелению был освобожден и с оправдательным аттестатом, вместе с А. С. Грибоедовым представился императору.
Я сознательно стараюсь очень кратко изложить биографию братьев Муравьевых, связанную с восстанием декабристов на Сенатской площади, и не перегружать данное вступление историческими фактами, так как в данном случае меня больше всего интересует творческая поэтическая составляющая этих людей и событий. Мне не дает покоя то поэтическое наследие, которое оставлено ими в хранилищах нашего села. На летние практические сборы в нашем селе собиралась элита молодых будущих офицеров. Многие из них были писателями и поэтами: М. Лунин, А. Одоевский, И. Анненков, М. Бестужев, М. Фонвизин, В. Кюхельбекер, однокурсник А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею, К. Рылеев, и этот список можно продолжать до бесконечности, и все они, с большой вероятностью, бывали или могли бывать в нашем селе, наполняя его дух своим свободолюбием и поэтическим началом. Более того, старший брат Александр увлекался литературой и поэзией, и не только увлекался, но и писал стихи. Был поэтом и предпоследний сын Н. Н. Муравьева Андрей, самый известный своей творческой деятельностью из братьев. Воспитателем Андрея был С. Е. Раич (Амфитеатров), поэт, журналист. Андрей завсегдатай литературных кружков, где встречался с творческими людьми, обмениваясь навыками в поэзии. Ф. И. Тютчев посвятил ему стихотворение «Нет веры к вымыслам чудесным». Известно о близкой дружбе Андрея с М. Ю. Лермонтовым, существует его портрет, написанный великим поэтом. Историки отмечают дружеские личные знакомства семейства Муравьевых со знаменитыми художниками, писателями, поэтами.
Так, в частности, Н. Н. Муравьев-Карский дружил с писателем А. С. Грибоедовым и был секундантом на его дуэли с А. Якубовичем, братские узы связывали его с поэтом-партизаном Денисом Давыдовым. В 1829 году знакомство с А. С. Пушкиным на Кавказе, в палатке Н. Раевского, более того, очевидцы свидетельствовали об их близких отношениях, которые скрывались, так как вызывали подозрение императора Николая I, с точки зрения причастности великого поэта к движению декабристов. О близкой дружбе говорит и то обстоятельство, что Н. Н. Муравьев-Карский был женат на Наталье Григорьевне Чернышевой, а А. С. Пушкин на Наталье Николаевне Гончаровой, имения которых находились в с. Ярополец Волоколамского уезда, практически друг против друга. Расстояние между нашим селом и селом Ярополец составляет примерно 35 километров. 1881 год. В России рождается новый поэт, это первый год плодотворной работы поэта, по итогам которого, в 1882 году, на первой странице августовского сборника «Вестник Европы» появились стихи за подписью «К. Р.». Но кто он этот загадочный и неизвестный лирический поэт? 10 августа 1858 года в Константиновском дворце в Стрельне под Петербургом родился великий князь Константин Константинович Романов. Второй сын великого князя Константина Николаевича Романова и великой княгини Александры Федоровны (принцессы Александры Фредерики Саксен-Альтенбургской), внук императора Николая I, племянник императора Александра II, двоюродный брат императора Александра III, двоюродный дядя императора Николая II, потомок шотландского короля Роберта Брюса, Петра I и Екатерины II. Никто бы и никогда не поверил в реальность, если бы она не существовала, что великий князь, Его Императорское Высочество, кадровый военный, не смеющий нарушать династический запрет на занятия поэзией, музыкой, живописью и театром, – поэт. И это не мимолетный поэтический порыв, а дар Божий, страсть, колоссальный духовный труд и призвание. С первых его стихотворений, попавших в печать, заговорили о появлении нового поэта, для которого, как и для А. С. Пушкина, поэзия была выражением восприятия мира прекрасного, во всей его красе и, будучи религиозным человеком, восприятия его с религиозной точки зрения. Как он выражался в стихах о себе: …Не от себя пою я: Те песни мне внушает Бог, Не петь их – не могу я!.. Своими учителями и духовными наставниками в поэзии К. Р. считал известных поэтов пушкинской школы А. А. Фета, Л. Н. Майкова и критика Н. Н. Страхова. От них он унаследовал взгляды на поэзию, как на служение святому делу, милосердию и любви. Не удивительно, что первый свой поэтический сборник «Стихотворения», изданный в 1886 году, он пошлет своим учителям и станет ждать суда: поэт ли Константин Романов? А. А. Фет восторженно принял сборник, так как для стареющего поэта К. Р. являлся вестником света, которому он передавал свой «трепетный факел поэзии», угадывая талант молодого поэта. В своих стихах А. А. Фет вещал по этому поводу: Трепетный факел, – с вечерним мерцаньем... Вестнику света сдаю молодому… Впервые великий князь Константин Константинович посетил Осташёво в июле 1903 года, и с этого момента осташёвская усадьба стала его любимейшим местом отдыха и всей его большой семьи. Как поэт К. Р. вдохновлялся красотой нашей местной природы и много работал здесь, отдаваясь полностью поэзии.
Так, 20 августа 1910 года им с любовью, чутко написано стихотворенье «Осташёво»: Люблю тебя, приют уединенный! Старинный дом над тихою рекой И бело-розовый в ней отраженный Напротив сельский храм над крутизной…. О, как душа полна благодаренья Судьбе за благодать уединенья. Но в нашем селе семья великого князя не только отдыхала. Неизменная забота о местных жителях была обязательным приоритетом. За счет личных средств перестроено старое деревянное здание земской школы в кирпичное, где впоследствии училось около ста детей. В 1915 году в память князя императорской крови Олега Константиновича, после смерти Константина Константиновича, построено новое здание двухклассного училища. В 1916 году началось строительство квартала, дополнявшего двухклассное училище ремесленным училищем со слесарно-токарной мастерской и кузницей, а также общежитием для учащихся и служащих школы. Комплекс не был достроен из-за революционных событий 1917 года. Помимо заботы об образовании детей семья Константиновичей помогла построить сельскую библиотеку, больницу на 75 мест, летние детские ясли. Была проложена шоссейная дорога. Покровительствовал великий князь и молодым творческим людям. Особенно выделяется его близкая созидательная связь со своим двоюродным племянником – поэтом Владимиром Палей. Автором двух небольших сборников стихотворений, изданных в ноябре 1915 и марте 1918 года, третий не позволила издать революция. В начале 1915 года Владимир переводит на французский язык пьесу К. Р. «Царь Иудейский», прочитав ее, автор сказал: «Володя, я чувствую, что больше писать не буду… Тебе я передаю свою лиру». Такие слова для молодого поэта переоценить невозможно. Да и Владимир был неравнодушен к творчеству дяди. По окончании перевода «Царя Иудейского» молодой поэт посвящает К. Р. стихи: Труд окончен… Закрылась тетрадка. И в руке замирает перо… О, как было работать мне сладко, И как в сердце казалось светло! Пролетали стихи вереницей, Словно птицы весной в небесах, И я слышал, склонясь над страницей, Как поет Твое сердце в стихах… В июне 1915 года в Крыму, после смерти К. Р., Владимир восклицает: Умолкла его вдохновенная лира, Потух его любящий взор… И с верой он пел на земле о небесном… Теперь же, познавши покой, Витая в полете своем бестелесном, Скорбит он над злобой людской… За короткую жизнь Владимир не успел раскрыть свой небесный поэтический дар, и все мы, без сомнения, потеряли одного из талантливейших поэтов, поэтов воспевавших красоту земную, как никто другой. Тебе, Природа, Божий храм, Где о любви поют потоки, Тебе, влекущей нас к мечтам, Я посвящаю эти строки… Я пел, как странник молодой, Как ручеек, как в небе птица – Стихи навеяны Тобой: Прими ж их, Вечная царица… Но бессмысленная чудовищная смерть на 21-м году жизни оборвала творчество Владимира. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года князь Владимир Павлович Палей, великая княгиня Елизавета Федоровна, крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева, великий князь Сергей Михайлович и его служащий Федор Ремез, сыновья Константина Константиновича Романова: князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь – были ударом топора зверски убиты и сброшены в шахту Нижняя Селимская, вблизи города Алапаевска. Родился Владимир 28 декабря 1896 года во Франции от морганатического брака великого князя Павла Александровича Романова (сына императора Александра II и дяди императора Николая II) с Ольгой фон Пистолькорс, заключенного вопреки воле императора и неодобренного Синодом, в связи с чем супруги были вынуждены на время уехать за границу. Такое вот культурное и поэтическое наследие и еще много того, о чем мы не знаем, оставлено нам на нашей Осташёвской земле этими замечательными людьми, их голосами полны наши закрома. Они эхом отзываются на тропинках нашего старого парка, в густых кустах «КаэРовской» сирени, на берегах живописных рек Рузы, Волошни, Щетинки, в лазоревых утренних рассветах и алых закатах
Эта благодать здесь, рядом и навсегда должна живым светом оставаться в наших сердцах, сердцах наших детей и внуков. Только относиться к этому наследию необходимо чутко и бережно, охраняя его своей бескорыстной памятью, ни в коем случае не позволяя придавать забвению. 11 июня 2022 года в здании нашей школы, построенной за счет личных средств великого князя, открылся музей Константина Константиновича Романова и его большой семьи. В школе, в которой меня принимали в первый класс, где научили читать и писать. Открытие музея, так символично совпало, состоялось в год Культуры в России, в год 350-летия со дня рождения императора Петра Великого, прямого прародителя династии Романовых. С открытием музея путь к историческим знаниям, связанным с семьей Константина Константиновича, стал свободен, вскрыт очередной болезненный канал незнания своей истории и своих традиций. В конце девяностых, на презентации открытия телевизионного канала «Культура России» в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве, на которой я присутствовал, так как в то время работал во Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании, драматург, писатель-сатирик Г. И. Горин в своем выступлении тонко заметил, что открытие канала «Культура» у него ясно ассоциируется со вскрытием лечащим врачом канала давно зудящего зуба для его лечения. Эта мысль врезалась в мою память и вспомнилась именно сейчас, потому что она четко отражает настоящую действительность, которая заключается в стойком незнании своей истории и своего культурного наследия, ни потому, что мы, порой, не хотим все это знать, а потому, что просто нет возможности и источника познания. Так вот открытие музея семьи Романовых в нашем селе, как источника знаний, – это, как говорится, звенья одной цепи.
А сколько в России забытых и затерявшихся мест, история которых навсегда утрачена и память о них уже никогда не вернешь? Сколько добра и красоты на просторах похоронено нами собственноручно, без возврата? Сколько великих талантов недосчиталась наша земля в результате нашей невнимательности, лицемерия и равнодушия, а порой попросту преступного отношения? Сколько на Руси заброшенных сел и деревень, где люди веками работали и воспитывали своих детей, защищали свои жилища от врагов, просто жили и радовались этой жизни? Где они теперь и как это восстановить? Есть ли на это ответ, в принципе? Но есть наше село Осташёво со своей великой историей и традициями, которое с пригоршни разбрасывает на нас свою благодать, и еще множество таких же незаметных, на первый взгляд, но удивительных, я бы даже сказал, заповедных мест, и в них наша русская удаль и сила, ими полна и богата наша земля. Здесь сокровенные корни будущего России, но нельзя забывать и о былом жизненном укладе, заложенном нашими предшественниками. И когда за горизонтом, во весь рост, открывается такая необъятная даль, даль нашей истории и славного наследия, хочется вскрикнуть вместе с Н. В. Гоголем: «…Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи…» Гнедой тройкой летят года, перелистывая страницы нашей истории, истории великой и удивительно мудрой, очень непростой и противоречивой, с хороводным песенным раздольем, с блинами на Масленицу и хмельной брагой, обилием крови и слез на пепелищах. Она могучей духовной силой досталась нам в наследство, россыпью солнечных лучей стойкой веры и светлой надежды рвется в наши сердца и души, но свою историю следует знать, принимая ее трепетно, по крупицам, всей своей жизненной сутью, и помнить о ее истоках, только так можно смело смотреть в будущее. Начнем с себя первыми! Берегите друг друга, с нами летящая вперед Великая православная матушка Русь! Храни вас Бог!
С. Сенин
Понравилось творчество?
Напишите свои мысли, если они остались после прочтения моих работ